1. Недавно была принята Национальная Стратегия модернизации и ускоренного развития системы оказания государственных услуг на 2022–2026 годы, чем на ваш взгляд важна эта стратегия для Узбекистана?
Прежде всего, я хотел бы воспользоваться моментом и поздравить Узбекистан с принятием национальной стратегии. Это результат огромной работы, проделанной Министерством юстиции и совместным проектом IPSD, реализуемый ЕС и ПРООН. В соответствии с всеобъемлющими целями, изложенными в этой стратегии, есть надежда, что при надлежащей ее реализации предоставление государственных услуг в Узбекистане достигнет совершенно новых высот через 5 лет.
Разработка политики и развитие системы будут более эффективными, если они будут хорошо и систематически опираться на стратегическое мышление на национальном уровне, поскольку это создает пространство для руководства, чтобы сформулировать приоритеты, сопоставить возможности с поставленными целями и придерживаться их. Однако, поскольку по самой своей природе стратегическое развитие той или иной системы — дело непростое, это редкость даже в развитых странах. На этом фоне еще более похвально достижение Узбекистана.
Если кто-то не знает свои цели, на самом деле не сможет выстроить последовательный набор реформаторских усилий для их достижения. Поэтому, постановка цели имеет значение. При этом никакая постановка цели не определяет, как человек будет ее достигать, но сама ее постановка исключает выполнение ненужных действий, и открывает поле для расстановки приоритетов над теми вещами, которые будут способствовать достижению этой цели. Таким образом, приняв национальную стратегию, Узбекистан, с одной стороны, поставил цели, которым он должен следовать, а с другой стороны, информируя общественность о выборе политики и решениях, способствует укреплению общественных ценностей и устремлений, при этом наделив народ сильным демократическим контролем над действиями правительства.
2. Одно из важных направлений Стратегии, разработанной консалтинговой компанией KPMG совместно с Министерством юстиции, это оказание государственных услуг по принципу «Гражданин – в центре внимания» (Citizen – centric service) – что на ваш взгляд это означает?
Я глубоко убежден, что определение стратегических целей, пропитанных мышлением и культурой «гражданин прежде всего», а также постановка гражданина в центр того, что большинство государственных органов будут продолжать делать и через 5 лет, а не только сегодня, завтра или на следующей неделе, — это наилучший из найденных Узбекистаном способов достижения ориентированного на граждан подхода к разработке политики и предоставлению услуг.
При этом не просто объявили гражданина главным приоритетом, в ключевом стратегическом документе закреплено превосходство народа Узбекистана над бюрократией, институтами, системами, чиновниками и прочем. В стратегии подчеркивается, что все это настолько важно, что необходимо служить интересам населения, при этом потребности граждан выходят на первый план и остаются ключевой движущей силой дальнейшего развития.
3. Какие на ваш взгляд ещё принципиальные нововведения предусмотрены данным документом?
Стратегия разрабатывалась не изолированно, а с учетом национального контекста и в соответствии с лучшими международными стандартами. Но, отвечая на ваш вопрос, можно выделить следующие ключевые инициативы.
Во-первых, пересмотр и оптимизация каждой государственной услуги на основе методов BPR (реинжиниринг бизнес-процессов) с точки зрения устранения избыточных требований к гражданам и бизнесу и минимизации времени и процедур.
Во-вторых, внедрение модели проактивного управления в предоставлении государственных услуг, предполагающей, что не граждане приходят к государству, а государство идет к гражданам. Передача инициативы от гражданина правительству и предоставление государственных услуг без участия граждан позволит гражданам с большей легкостью пользоваться государственными услугами.
В-третьих, цифровизация и применение передовых инструментов ИКТ. Хотя сегодня цифровое развитие государственных услуг в Узбекистане находится на высоком уровне, в стратегии зафиксирована необратимость процесса развития электронных услуг.
И многое другое, например делегирование некоторых государственных услуг частному сектору, внедрение мобильного ID, наращивание потенциала поставщиков услуг и населения, и т. д.
4. Опыт каких стран может быть применим в Узбекистане в деле улучшения качества предоставления государственных услуг?
Уроки, извлеченные из опыта различных стран, пытающихся реформировать свои системы предоставления услуг, необходимо адаптировать их решения и подходы к местным условиям, а не применять подход «копировать-вставить», поскольку не существует универсальных формул, которые одинаково эффективно работают во всех средах.
Таким образом, вместо того, чтобы следовать определенной модели или плану, Узбекистан может извлечь выгоду из опыта различных мировых экономик-лидеров, которые добились образцового уровня в различных компонентах предоставления услуг. В качестве примера можно привести опыт скандинавских стран и Прибалтики- Дании, Эстонии и Финляндии, ориентированных на инновации и ИКТ и считающихся одними из мировых и тройкой лидеров в области цифровых государственных услуг на европейском континенте, который может быть широко применен Узбекистаном. Будучи пионером в области внедрения проактивных услуг, опыт Нидерландов уникален. Грузия стала флагманом в реализации Домов юстиции Грузии (Public Service Hall), предоставив гражданам и предприятиям беспрецедентные единые услуги государственного и гражданского реестра. Мобильная и онлайн-платформа электронного управления «Дія», предоставляя гражданам первый в мире легальный полный электронный паспорт, делает украинскую модель международным чемпионом.
Список длинный, но дело здесь в том, что, изучая опыт разных стран, в том числе региональных, таких как Казахстан, Узбекистан, постараемся выработать свою уникальную и успешную формулу, которая поможет Узбекистану стать лидером региона в предоставление услуг и желательное направление для тематического исследования по всему миру.
5. На ваш взляд какие три (3) важные/необходимые рекомендации вы можете предложить для дальнейшего реформирования системы госуслуг в Узбекистане на данном этапе?
Несомненно, за последние годы в Узбекистане многое было сделано для улучшения предоставления государственных услуг по всей стране, что действительно похвально. Тем не менее, следует отметить, что реформирование требует постоянных усилий со стороны правительства, так как это не то, что можно сделать только один раз. Учитывая, что для обеспечения необратимости и устойчивости уже достигнутых результатов, с одной стороны, и, с другой стороны, для того чтобы соответствовать требованиям завтрашнего, существуют различные возможности для проведения реформ, которыми можно воспользоваться. Например, внедрение проактивных госуслуг, расширение и усиление цифровых госуслуг, реализация отраслевых реформ в различных сферах государственного управления совместными усилиями Минюста и ведущих министерств и ведомств, функциональные проверки государственных структур, задействованных в оказание государственных услуг с последующим реинжинирингом бизнес-процессов и т. д.
6. На Ваш взгляд какие следующие шаги должны быть реализованы для дальнейшего совершенствования и улучшения системы оказания государственных услуг в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
В краткосрочной перспективе, думаю, будет полезно принять специальную законодательную инициативу, которая заложит основу для стандартов и ключевых принципов оказания услуг. Этот документ послужит руководством для государственных органов, участвующих в оказании услуг, и, таким образом, обеспечит единообразное применение основных принципов, установленных на самом высоком уровне по всей стране, и гарантирует, что государственные учреждения будут оставаться приверженными своим целям и контракту с общественностью.
Что касается долгосрочных направлений и целей, то это должна быть реализация всех реформаторских инициатив, обозначенных в стратегии, дополненная отраслевыми реформами. Уверен, что в результате будет создана устойчивая и эффективная система оказания услуг, которая значительно улучшит международные позиции Узбекистана в соответствующей сфере.
7. Каков ваш вклад в дальнейшее совершенствование системы оказания государственных услуг в Узбекистане в рамках работы Совместного проекта Министерства юстиции, ЕС и ПРООН «Совершенствование предоставление государственных услуг и повышения уровня управления в сельских районах Узбекистана»?
Для меня большая честь и удовольствие иметь возможность внести свой вклад в улучшение системы предоставления государственных услуг в Узбекистане вместе с проектом IPSD, реализуемый ЕС и ПРООН, и национальным партнером — Министерством юстиции. Я работал более чем в 20 странах и исходя из своего многолетнего профессионального опыта, позвольте мне выделить этот проект как один из лучших, как по достигнутым результатам, так и по впечатляющим темпам развития.
Что касается наших совместных будущих усилий, в разработке находится много инициатив, которые, я надеюсь, будут полезны гражданам и бизнесу. Некоторые из них: на следующих этапах мы сосредоточимся в основном на укреплении нормативно-правовой базы, планировании и реализации отраслевых реформ, как с точки зрения институциональных улучшений, так и оптимизации и реинжиниринга бизнес-процессов, пилотировании проактивных услуг, и многом другом, чтобы сделать государственные услуги в стране максимально прозрачными, предсказуемыми, удобными и ориентированными на пользователя.